Оценка и управление профессиональными рисками

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Целью оценки и управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.

Оценка рисков представляет собой динамичный процесс, который позволяет работодателю определять превентивные меры, проводить активную политику управления рисками на рабочих местах.

Регулярная оценка рисков должна проводиться для всех типов и размеров организаций.

Правильные подходы к оценке рисков позволяют на основе принципов превентивности и постоянного совершенствования:

• учитывать все риски, связанные с производственной деятельностью и возникающие при использовании продукции или услуг, оказываемых другими организациями;

• учитывать поведение человека (темперамент, привычки, рабочее положение, психологические и физиологические его характеристики, внимательность, биомеханические, антропометрические данные);

• использовать систематическую информацию из различных источников (данные о происшествиях и результаты их анализа, данные мониторинга и оценки опасных воздействий химических и физических факторов, данные анализа трудового процесса, включая оценку потенциальной возможности возникновения небезопасного поведения);

• оценивать эффективность принятых мер управления;

• документировать результаты оценки и принятых мер контроля, проводить полноценный анализ для определения достаточности принятых мер или необходимости их улучшения, а также обеспечения согласованности в оценке рисков, выполняемых различными специалистами в разное время;

• осуществлять систематический мониторинг и разрабатывать корректирующие действия.

Внедрение системы управления профессиональными рисками не требует введения каких-то принципиально новых процедур, которые бы увеличили трудозатраты и финансовые расходы работодателя. Оценка профессиональных рисков осуществляется за счет модернизации существующих процедур:

• специальной оценки условий труда (ранее - аттестация рабочих мест по условиям труда), оценка условий труда гигиеническим нормативам, оценка защищенности работников СИЗ;

• медицинские осмотры - по результатам медицинского осмотра (обследования) устанавливается числовая характеристика состояния здоровья (группы здоровья), которая используется для расчета уровня профессионального риска работника;

• производственный контроль и др.

Справочная информация размещена на сайте https://eisot.rosmintrud.ru/otsenka-i-upravlenie-professionalnymi-riskami.