Миграционный пункт Отделения МВД России по Бейскому району

Информация об изменениях в миграционном законодательстве

Изменения вступившие в законную силу по снятию иностранного гражданина или лица без гражданства с учета по месту пребывания в Российской Федерации

С 10 августа 2018 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 257 «О внесении изменений в статьи 8 и 23 в Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в части снятия иностранного гражданина или лица без гражданства с учета по месту пребывания в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 257-ФЗ).

Положениями Федерального закона № 257 дополнен перечень оснований для снятия иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания с учета по месту пребывания - убытие иностранного гражданина из места пребывания.

Принимающая сторона инициативно предоставляет уведомление об убытии в соответствующий территориальный орган МВД России непосредственно или через многофункциональный центр либо направляет его почтовым отправлением по временной форме.

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания в данном случае осуществляется органом миграционного учета после получения от принимающей стороны уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания.

Уведомление может быть подано как в отношении иностранного гражданина в отдельности, так и в отношении нескольких иностранных граждан, подлежащих снятию с учета по месту пребывания.

В уведомлении об убытии иностранного гражданина принимающая сторона должна указать следующе сведения:

1. Об иностранном гражданине, подлежащем снятию с учета:

- дата убытия из места пребывания;

- фамилия, имя, отчество;

- дата и место рождения;

- гражданство (подданство);

- адрес места пребывания, указанный в уведомлении о прибытии иностранного гражданина в место пребывания;

2. О физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:

- фамилия, имя, отчество, телефон;

- наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность, кем и когда выдан, срок действия.

3. В случае если принимающей стороной является организация:

- фамилия, имя, отчество представителя организации, телефон;

- наименование организации;

- наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность представителя организации, кем и когда выдан, срок действия.

Лицо, подающее уведомление об убытии, предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Указанный порядок применяется, в том числе, в отношении иностранных граждан, поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона № 257- ФЗ.

С 08 июля 2018 года вступил в законную силу Федеральный закон от 27 июня 2018 года № 163 «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Данным нормативным правовым актом конкретизированы основания постановки на учет иностранных граждан в зависимости от места пребывания.

В качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение. Также введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этих помещения (регулярного использования для сна и отдыха).

В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной в случае предоставления иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на миграционный учет в этом случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.

В качестве принимающей стороны могут также выступать физические и юридические лица, предоставившие для фактического проживания иностранцу жилое помещение, которое предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско- правового договора с правом предоставления данного помещения третьим лицам. Кроме того, иностранный гражданин подлежит постановке на учет по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строение, сооружение), в том числе временном.

Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, представившее ему это жилое помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания. Обязанность по предоставлению документов в территориальный орган МВД России, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.

В отношении иностранных граждан, поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона № 163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.Ответственность за постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания возложена на принимающую сторону.

В случае, если принимающая сторона отказывается выполнять действия, необходимые для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, данному иностранному гражданину следует обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган МВД России по месту пребывания.

Административная ответственность за нарушения миграционного законодательства предусмотрена главой 18 КоАП РФ «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации»:

- ч.1 ст.18.8 КоАП РФ – нарушение иностранным гражданином правил въезда в РФ, режима пребывания на территории РФ, нарушение правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания (проживания), транзитного проезда через территорию Российской Федерации – влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового;

- ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ – нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо уклонении от выезда с территории РФ по истечении определенного законом срока пребывания – влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ;

- ч.2 ст.18.8 КоАП РФ – несоответствие заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятия – влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Одновременно, ответственность за нарушения миграционного законодательства несет и приглашающая (принимающая) сторона, связанных с нарушением правил миграционного учета.

- ч.3 ст.18.9 КоАП РФ – предоставление жилого помещения или транспортного средства или оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящемуся в РФ с нарушением режима пребывания (проживания) – влечет наложение административного штрафа: на граждан от двух до пяти тысяч рублей, на должностных лиц от 35 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц от 400 тыс. до 500 тыс. рублей;

- ч.4 ст.18.9 КоАП РФ – неисполнение принимающей стороной обязанностей по осуществлению миграционного учета, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния – влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей на граждан, от 40 тыс. до 50 тыс. рублей на должностных лиц, от 400 тыс. до 500 тыс. на юридических лиц.

Одновременно, санкциями ч.5 и ч.6 ст.18.9 КоАП РФ в отношении приглашающей стороны предусмотрена административная ответственность за предоставление заведомо ложных сведений при оформлении документов на въезд иностранного гражданина, прибывающего в РФ в визовом порядке, а также неисполнение приглашающей стороной гарантийных обязательств по материальному или жилищному обеспечению.

Также, за нарушения миграционного законодательства предусмотрена уголовная ответственность. Статьей 322.3 УК РФ предусмотрена ответственность за фиктивную постановку на миграционный учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания. Под фиктивной постановкой понимается постановка иностранного гражданина на учет в жилых помещениях на основании предоставления заведомо ложных сведений или документов либо постановка на учет иностранного гражданина без намерения пребывать в жилом помещении либо без намерения принимающей стороны предоставить гражданину данное помещение.