22 ноября состоялось внеплановое совещание с директорами школ района, на котором обсуждались результаты проверок Управлением образования школьных учреждений по подготовке к итоговой аттестации 2018 г.
Основной целью проверки стали мероприятия, направленные на подготовку к выпускным экзаменам, а также правильность ведения всей имеющейся в школах документации.
Как отметила в своем докладе заведующая методическим кабинетом Управления образования Оксана Лапса, наиболее полная документация была предоставлена педагогами Бондаревской школы. Она отметила и тот факт, что школьные методические объединения работают далеко не в полном объеме.
- Подготовку к итоговой аттестации можно разделить на четыре этапа: аналитический, организационный, информационно-графический и контрольный, - поясняет Оксана Владимировна. - Таким образом, для получения положительного результата при выполнении плана необходимо целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.
Мной были посещены несколько школ, проверена имеющаяся документация по итоговой аттестации. Выяснилось, что наиболее полная документация была представлена администрацией Бондаревской школы. Просматривались папки по заседаниям педагогических советов, школьным методобъединениям, приказам образовательных учреждений о подготовке к итоговой аттестации и др.. В Бондаревской школе кроме всего прочего имелись протоколы заседаний школьных методобъединений, протоколы с анализом всех предметов итоговой аттестации, а также полная информация о том, какие пробные экзамены уже были проведены и рассмотрены на методобъединении. Единственное замечание по данной школе – это отсутствие приложения, где педагоги, согласно спецификации, могли бы делать анализ. А то, сколько у учащихся «двоек» и «троек», «четверок» и «пятерок» - это не полноценный анализ, а обычная статистика баллов, которая не дает никакого эффекта. Учитель обязан вести спецификацию по своему предмету и отмечать отдельно по каждому ученику: какие элементы проверяемых знаний ему удалось выполнить, а какие – нет. Если говорить об остальных школах, где также была проведена проверка, то папки школьных методобъединений предоставлены не были по причине того, что они находятся у руководителей. Мы надеемся, что в течение недели папки все же будут представлены для проверки.
Оксана Владимировна отметила и недостаточно отлаженную работу школьных методобъединений.
- В настоящее время я курирую такие предметы, как биология, химия и география. И уже были проведены заседания методобъединений, - продолжает она. – Очень хотелось бы, чтобы в будущем каждый учитель представлял нам свой полный анализ по предметам.
В подтверждение своих слов заведующая методкабинетом УО представила слайды, где были отмечены школы, учителя-предметники которых не проводили необходимого анализа: Буденовская, Сабинская, Новоенисейская, Усть-Киндирлинская, Бондаревская школы.
- Готовимся к проведению методобъединения учителей географии. В большинстве образовательных учреждений района итоги аттестации по географии в девятых классах не анализировались. А вот если бы такой анализ на основе спецификации был сделан своевременно, можно было бы делать выводы и принимать решения по устранению многих проблемных вопросов. Вывод один: работа попросту не ведется ни педагогами, ни руководителями школ.
Особое внимание на совещании было уделено контрольному этапу, в который включена организация текущего контроля качества обучения учащихся. По таким предметам как математика, физика, химия и биология школьники набирают минимальное количество баллов, а иногда и вовсе не переступают минимальный порог, что было отмечено сразу в нескольких школах района. Так, в Бейской школе, по базовой математике «двойки» получили двое учащихся, по профильной – трое. Такие же результаты отмечались и на муниципальном пробнике: по профилю – четыре «2», по базе – три. Биология – еще один из выпадающих предметов, где на протяжении двух лет есть по одному ученику, получающему «2». В этом году первый пробник прошел без «двоек», что означает хорошую работу и педагога, и учащихся. По химии из пяти школьников трое имеют «двойки» и пока еще не было проведено ни одного пробника… Семеро школьников Бейской школы в этом году сдают экзамены по физике, здесь результаты тоже не совсем радуют: шесть «троек» и одна «четверка». Ребятам необходимы дополнительные консультации, элективные курсы, ведь именно от этого зависят результаты итоговой аттестации.
- Минимальное количество баллов, которое необходимо набрать ученикам по математике (профильный уровень) – шесть, но сегодня выяснилось, что четыре выпускника не сдали экзамен, еще четверо находятся в «группе риска», и лишь один выпускник набрал высокое количество баллов, - говорит Оксана Владимировна. – Не в полном объеме имеются данные по истории, обществознанию. Не совсем понятна ситуация с английским языком – сколько учащихся приняли решение сдавать экзамен по этому предмету? Нет пока еще результатов и по литературе.
Продолжилось совещание рассмотрением второго вопроса «О подготовке к итоговой аттестации учащихся 9 классов», результаты пробных испытаний в некоторых школах района здесь также невысоки. С информацией по этому вопросу выступила методист Управления образования Елена Горева.
Третьим вопросом совещания стал анализ по ведению документации педагогами и администрациями школ. В результате проверки вскрылись факты незаполнения классных журналов, отсутствие протоколов и прочей отчетной документации. Итоги проверки озвучила заместитель начальника Управления образования Инна Кайнова.
- Такое отношение со стороны руководства школ неприемлемо, - говорит Инна Павловна. – Зачем придумывать что-то лишнее, когда некоторых документов в ходе проверок недоставало? Нужно честно в этом признаться, но ни в коем случае не ставить себя и нас в неловкое положение. Это означает, что внутришкольный контроль попросту отсутствует, тогда о каких результатах можно говорить в этом случае? Если бы завучи посещали уроки, работали с педагогами, которые действительно нуждаются в помощи, тогда подобной ситуации можно было бы избежать. После окончания проверки, когда были собраны все справки, вся информация, картина сложилась ужасающая. В Бейской школе нам не представили огромное количество документов: протоколы педагогических советов, протоколы совещаний при директоре, протоколы родительских собраний, протоколы общешкольных родительских собраний, много замечаний было сделано по ведению классных журналов.
В завершение рабочего совещания начальник УО Олег Шлокин высказал свою позицию по всем имеющимся проблемам в учебных организациях. Олег Викторович отметил, что вопросы, обсуждаемые на совещании, действительно важные и напрямую касаются всей образовательной системы района.
- Очень важно, чтобы и школы, и Управление образования работали сообща, ведь цель, которая поставлена перед нами всеми одна – качественное образование каждого ребенка, - говорит Олег Викторович. - В районе есть педагоги, с которыми работать – одно удовольствие. Пример – Новоенисейская школа. Приятно, когда учитель готов к уроку, когда в наличии план урока. И, хочу отметить, что это обязанность педагогов, так как планы никто не отменял. В Новоенисейской школе нам были представлены и планы уроков, и результаты пробников. 16 пробников было проведено в этой школе по математике, и все оформлено должным образом и разложено по папкам. Вот это и называется планомерной, ежедневной работой педагога по подготовке к итоговой аттестации. Чего не могу сказать о Бейской школе. При проведении проверки мы посетили классный час в выпускном классе, название урока – «Мужество», но по непонятным причинам в плане воспитательной работы стояла совсем другая тема. А для чего тогда составляются планы? Другой момент – после случившейся трагедии, унесшей жизнь новокурской школьницы, мною были даны рекомендации о проведении в школах классных часов по данной теме. Но в Бейской школе этого не было сделано. Тема действительно важная, просто необходимо донести до родителей школьников информацию, что в первую очередь именно они несут ответственность за жизнь и здоровье детей во внеурочное время. Но администрация Бейской школы, похоже, не посчитала нужным провести эту работу с учащимися. Претензий очень много, и все они далеко не беспочвенные.
Заместитель главы района по социальным вопросам Елена Картавцева отметила, что подготовка к экзаменам – важнейшее направление работы, ведь именно от полученной в школе базы знаний зависит то, как и где он продолжит свое обучение в дальнейшем.
- Не совсем понятно, когда на протяжении более десяти лет результаты итоговой аттестации в Бейском районе столь низки, - говорит Елена Михайловна. – Проблемы есть во многих школах, но есть положительный опыт, когда после смены руководителей ситуация меняется в лучшую сторону. Так было в Бондаревской школе. Именно от руководителя зависит многое, в том числе и атмосфера в коллективах, поэтому нужно понимать всю ответственность и работать только в положительном направлении.
Результатом проведения внеплановой проверки в школах Бейского района и непосредственно самого совещания было принято решение о назначении на должность директора Бейской школы Владимира Ивановича Тимченко, который был представлен коллективу в тот же день.
- В первую очередь хотелось бы сказать слова благодарности в адрес Татьяны Александровны Грудининой, возглавлявшей коллектив Бейской школы на протяжении пяти лет, - говорит Олег Шлокин. – Все, что было сделано вами за это время, останется в копилке Бейской школы. Но сегодня все же настал момент, когда предпринять кардинальные меры стало необходимостью. Принятое решение – не спонтанно, мы долго обсуждали эту тему, взвешивали «за» и «против»… И все же решили, что смена руководства школы – это правильный вариант. Данная должность была предложена Владимиру Ивановичу Тимченко. Он также долгое время обдумывал предложение, ведь это очень серьезный шаг, огромная ответственность. Надеемся, что под его руководством вся работа будет отрегулирована, как это сегодня отмечается в Бейской школе-интернат, которую Владимир Иванович возглавлял на протяжении более восьми лет.
Глава района Юрий Курлаев также высказал слова благодарности обоим руководителям и пожелал Владимиру Ивановичу новых успехов и достижений в работе.
- Искренне надеюсь, что Бейская школа уже в скором времени выйдет на новый уровень развития, учитывая огромный опыт работы В.И.Тимченко, - говорит глава района. – Самое главное сегодня – это подготовка ребят-выпускников к экзаменам. А также надеемся, что все добрые традиции, заложенные Владимиром Ивановичем в школе-интернат, не только продолжатся, но и преумножатся. Успехов вам, терпения, новых интересных идей и плодотворной работы.
В свою очередь новый руководитель Бейской средней школы поприветствовал свой новый коллектив и выразил надежду на дальнейшую слаженную и продуктивную работу. И, не отходя от темы, поделился своими целями и задачами на перспективу.
Новый руководитель также был представлен коллективу Бейской школы-интернат. Им стала Екатерина Владимировна Янгулова. Со словами напутствий к ней обратились глава района Юрий Курлаев, заместитель главы района по социальным вопросам Елена Картавцева и начальник Управления образования Олег Шлокин. Все они пожелали Екатерине Владимировне достижения поставленных целей и удачи в работе.
- Для меня огромная честь возглавить наш замечательный коллектив, - выступила с ответным словом Екатерина Владимировна. – Я очень горжусь тем, что сегодня в Бейской школе-интернат сложилась хорошая, работоспособная и дружная команда. И искренне надеюсь, что при поддержке всего коллектива нам удастся добиться новых достижений и по-прежнему гордо носить звание «Лучшей школы России».