Безопасность детей – вопрос, волнующий каждого родителя. Совершенно очевидно, что проблемы, которые в наше время стоят перед родителями, стали гораздо сложнее. Как защитить ребенка, обезопасить его от физической и психологической травмы - вопрос неоднозначный и требует глубокого подхода с точки зрения возраста, пола, окружения наших детей и многих других факторов.
Для того, чтобы побольше узнать о проблемах, существующих в настоящее время у детей, мы встретились с начальником Управления образования Бейского района О.В.Шлокиным, который также рассказал и о том, как обезопасить своих детей от возникающих проблем.
Олег Викторович, расскажите немного о такой тревожной проблеме, как преступность подростков и жестокое обращение с детьми.
- Согласно статистическим данным, большая часть правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, происходит вечером или в ночное время суток.
К сожалению, не все родители интересуются, где находятся и чем заняты их дети. Именно с целью снижения рисков преступлений было введено ограничение пребывания несовершеннолетних в общественных местах в ночное время суток с 22 до 06 часов без сопровождения родителей, и, как показывает практика, это оказалась необходимая и эффективная мера.
Ответственность за ребенка в первую очередь лежит на родителях, в случаях недобросовестного и халатного отношения к своим родительским обязанностям нерадивые родители привлекаются к административной ответственности.
В настоящее время практически все дети и подростки просматривают различные сайты на просторах Интернета, сидят в социальных сетях и смотрят различные видеоролики. Стоит ли родителям вмешиваться в это и ограничивать использование некоторых порталов и сайтов?
- В настоящее время особое значение приобретает информационная безопасность детей. Двадцать первый век – эра высоких технологий. Возможность общаться, получать доступ к информации, делиться своими знаниями – всё это очевидные преимущества. Но не стоит забывать и об обратной стороне медали, ведь высокий уровень свободы требует соответствующего уровня личной ответственности.
И опять, основная нагрузка на защиту детей от вредного воздействия информации ложится на родителей. Только их внимание и неравнодушие, принципы воспитания и семейные ценности в достаточной мере оградят детей от недопустимого влияния.
Сегодня подростки «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений, участвуя в сетевых играх и сообществах.
В реальной жизни угрозы достаточно локализованы – они могут исходить от родственников, сверстников, знакомых из ближайшего окружения. В сетевом же пространстве угрозы могут исходить от кого угодно и откуда угодно – без географической или какой-то другой привязки.
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию.
Кроме перечисленных выше рисков, которые относятся больше к просвещению и воспитанию взрослых, как основных гарантов безопасности детей, есть еще бытовые риски: дорога от дома до школы, травмы, неосторожность. Какие меры предпринимаются в этом направлении?
- В наших школах имеются планы работы по предупреждению правонарушений, обязательные занятия и уроки по основам безопасности жизнедеятельности с отработкой необходимых умений и навыков.
Мы учим своих детей не подходить близко к огню, электричеству, не брать в руки опасные предметы, не подниматься высоко, быть осторожными вне дома. Стараемся создать для детей безопасную среду дома и в образовательных учреждениях.
Но одно дело - обеспечивать безопасность, другое дело – научить детей соблюдать правила личной безопасности в повседневной жизни в любой ситуации. Наши дети рано или поздно вырастают, и подходит время, когда мы вынуждены их оставить одних дома.
И каждый родитель обязан подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.
Уважаемые родители! Все вместе мы должны обеспечить безопасность детского пространства. Пройдите с ребенком путь от дома до школы, покажите опасные места, научите ребенка, как действовать при экстренных ситуациях (на кого-то напала собака, кто-то упал и ушибся, происходит драка, появилась опасная компания и т.п.). Ребенок должен знать телефоны экстренных служб, должен обязательно позвонить родителям, вернуться домой, отойти в безопасное место. Эти действия необходимо отработать с детьми.
Отдельно хотелось бы обозначить проблему детского дорожно-транспортного травматизма. В течение учебного года в школах проводится обучение детей навыкам безопасного поведения на проезжей части, соблюдению правил дорожного движения. Особую тревогу вызывает рост дорожно-транспортных происшествий во время игры детей на проезжей части, и последний трагический случай просто поверг всех в шок.
Одна из важных задач педагогов и родителей - организация досуга детей во внеурочное время, вовлечение детей и подростков в активную деятельность. Какая работа проводится в этом направлении?
- Один из способов организации досуга детей – это занятия в кружках или секциях.
У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки.
Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности. Да и, кроме того, занятия в кружках, секциях – это смена вида деятельности, смена стиля общения, смена круга общения, смена обстановки.
Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности, развитию способностей, повышению самооценки.
И в заключение, хотелось бы напомнить Российское законодательство. За последние годы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Кроме того, на совести беспечных родителей случаи, когда дети страдали и даже погибали от рук насильников. Какие меры принимаются к таким нерадивым родителям?
- Статья 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, "если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним". Жестокое обращение может выражаться в не предоставлении питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, нанесении побоев; оно наказывается штрафом, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов; либо исправительными работами на срок до одного года; либо ограничением свободы на срок до трех лет.
Согласно статье 125 УК РФ ("Оставление в опасности"), заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей либо обязательными работами, либо арестом на срок до трех месяцев; либо лишением свободы на срок до одного года.
Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети будут участниками исторического процесса в разных качествах, они будут отцами и матерями, они будут воспитателями своих детей.
Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания и о большой ответственности перед теми, кого вы решили когда-то иметь, перед детьми.
Конституция РФ статья 63 говорит о том, что родители ответственны за воспитание и обучение детей, не школа, не общественность, не друзья и приятели отвечают за воспитание детей, а родители.
Желаю вам всего доброго. Берегите, любите и воспитывайте своих детей!