Приложение к постановлению
администрации Бейского района
от 16 ноября 2015г. № 737
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЙСКИЙ РАЙОН НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

1. Общие положения

При подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования Бейский район (далее - МО Бейский район) на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов учтены положения Послания Президента Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (далее – Указы Президента Российской Федерации), Основных направлений бюджетной и налоговой политики Российской Федерации и Республики Хакасия на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов, требования статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Бейский район».

Основные направления бюджетной и налоговой политики МО Бейский район на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов формируют принципы действия органов местного самоуправления Бейского района в части доходов, расходов бюджета и межбюджетных отношений.

Целью бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта решения о местном бюджете муниципального образования Бейский район на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, подходов к его формированию, обеспечение устойчивости бюджетной системы района и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.

Ключевыми факторами, оказывающими влияние на формирование бюджетной и налоговой политики МО Бейский район стали:

- решения, принимаемые на федеральном и региональном уровне в рамках разработки новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирования налоговой политики;

- продолжение реализации бюджетных реформ (оптимизация структуры бюджетной сети, повышение эффективности и качества оказания муниципальных услуг, совершенствование процедур государственного финансового контроля);

- формирование бюджета в программном формате и внедрение муниципальных программ в единую систему формирования и исполнения местного бюджета;

- реализация Указов Президента Российской Федерации;

- планирование доходной части бюджета исходя из консервативного сценария функционирования экономики.

Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная и налоговая политики в 2016-2018 годах будет направлена на:

- Формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе – с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Основной задачей при оптимизации бюджетных расходов будет являться выполнение условий не снижения качества и объемов предоставляемых муниципальных услуг.

- Использование при бюджетном планировании реалистичных оценок и прогнозов социально-экономического развития с целью минимизации рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Бейского района.

- Развитие налогового потенциала муниципального образовании Бейский район.

- Реализация политики сдерживания роста бюджетных расходов, в том числе сети муниципальных учреждений и расходов на их содержание.

- Полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс, повышение качества муниципальных программ.

- Повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса, в том числе путем использования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

- Совершенствование системы финансовых взаимоотношений с местными бюджетами, направленное на повышение стимулирующей роли межбюджетных трансфертов в сохранении и развитии налоговой базы на территориях сельских поселений, создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, повышения их финансовой самостоятельности.

- Повышение эффективности системы финансового контроля, повышение его роли в управлении бюджетным процессом, в том числе в целях оценки эффективности направления и использования бюджетных средств и анализа достигнутых результатов при выполнении муниципальных заданий.

2. Основные направления налоговой политики МО Бейский район

В периоде 2016-2018 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущих периодах. В сложившейся экономической ситуации приоритеты налоговый политики будут ориентированы на дальнейшее повышение эффективности созданной в районе налоговой системы с сохранением в течение очередного трехлетнего периода стратегического курса на недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономику с целью повышения инвестиционной привлекательности Бейского района и стимулирование развития малого предпринимательства в районе.

Основная задача налоговой политики будет заключаться в сохранении бюджетной устойчивости посредством создания условий для развития налоговой базы, вовлечении в налоговый оборот ранее неучтенных объектов налогообложения, совершенствовании системы налоговых ставок и льгот. Будет продолжена работа по проведению антикризисных налоговых мер, направленных на создание благоприятных условий для начинающих деятельность индивидуальных предпринимателей.

В налоговой политике МО Бейский район на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов предусматривается сохранение мер по поддержке отдельных категорий граждан в виде установленных налоговых послаблений по местным налогам. Учитывая необходимость обеспечения бюджетной сбалансированности, будут реализовываться меры по совершенствованию законодательства, направленные на увеличение доходов бюджета, предусматривающие изыскание дополнительных источников пополнения доходов путем расширения налогового потенциала и оптимизацию налоговых льгот, установленных органами местного самоуправления.

Для развития налоговой базы местных бюджетов с 2016 года будет осуществлен переход к применению на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В 2017 году в местные бюджеты начнут поступать доходы от уплаты налога, исчисленного из кадастровой стоимости.

Основываясь на положительной практике прошлых лет, для вовлечения в налоговый учет новых объектов налогообложения, в рамках взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления Республики Хакасия и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти продолжится реализация мер по повышению роли имущественных налогов в формировании местных бюджетов Бейского района, а также мер, направленных на борьбу с уклонением от налогообложения, выводу из неформальной экономической деятельности хозяйствующих субъектов и стимулированию предпринимательской активности населения.

В части совершенствования специальных налоговых режимов для малого предпринимательства планируется проведение работы по привлечению участников малого бизнеса к переходу на патентную систему налогообложения, тем самым увеличивая доходы местного бюджета.

3.Бюджетная политика МО Бейский район в области расходов

Бюджетная политики в сфере расходов в трехлетней перспективе будет направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов и переориентация бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений политики.

В рамках основных направлений бюджетной политики в части расходов продолжится реализации следующих мер:

1. Планирование расходной части местного бюджета муниципального образования Бейский район продолжено на основе муниципальных программ, которые должны стать главным инструментом по повышению результативности и эффективности бюджетных расходов, достижению целей политики органов местного самоуправления. Структура муниципальных программ с 2016 года дополняется основными мероприятиями, коды которых включаются в целевую статью расходов бюджета, что обеспечит дальнейшую интеграцию муниципальных программ в процесс бюджетного планирования.

Объем расходов на реализацию муниципальных программ при планировании бюджета должен определяться из необходимости достижения конкретных целей и количественно определенных результатов. Это потребует приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия к реальным возможностям местного бюджета.

Необходимо совершенствовать систему регулярного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе динамики соответствующих показателей. Систематический анализ муниципальных программ и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего контроля формального исполнения планов и объемов расходов на то или иное направление.

2. Одним из необходимых условий обеспечения эффективности муниципальных финансов является построение целостной системы открытости деятельности органов местного самоуправления на базе государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». В 2016 году продолжится внедрение компонентов данной системы в бюджетный процесс района. Необходимо обеспечить формирование реестра участников бюджетного процесса и их подключение к компонентам системы «Электронный бюджет».

Кроме того, в целях обеспечения прозрачности и открытости муниципальных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете будет продолжена публикация в сети Интернет «Бюджета для граждан».

3. Необходимо продолжить реализацию плана мероприятий по оптимизации бюджетных расходов, обеспечив соответствие расходных обязательств реальным доходным источникам и источникам покрытия дефицита бюджета.

В целях минимизации рисков несбалансированности бюджета необходимо обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.

При планировании бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в первоочередном порядке предполагается включение в бюджет расходов на финансирование действующих расходных обязательств.

При планировании расходов бюджета необходимо обеспечить безусловное выполнение всех публичных нормативных обязательств, осуществить резервирование средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций для недопущения отвлечения целевых средств до наступления непредвиденных ситуаций путем формирования резервных фондов, продолжить оптимизацию расходов, а также сети подведомственных учреждений.

При осуществлении бюджетных инвестиций на строительство объектов муниципальной собственности приоритетными будут являться объекты с высокой степенью готовности, а также объекты, софинансирование строительства которых осуществляется за счет средств республиканского и федерального бюджетов.

При планировании расходов на оплату труда не предусматривается повышение оплаты труда муниципальных служащих, работников бюджетных учреждений, по отдельным категориям работников бюджетной сферы (в целях достижения показателей «дорожных карт») необходимо обеспечить в 2016 году уровень номинальной заработной платы в среднем по данным категориям работников в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2015 году.

Не планируется в 2016 году и индексация социальных выплат, выплат по публично-нормативным обязательствам.

4. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг. Данная мера будет реализовываться путем создания стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращения доли неэффективных расходов.

Продолжится расширение практики вовлечения организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг посредством внедрения конкурсного размещения муниципального заказа на их оказание и полномасштабного применения принципов «эффективного контракта» в муниципальных учреждениях.

5. Совершенствование системы муниципального финансового контроля, повышение его качества и переориентации на оценку достижения целей и эффективности расходования бюджетных средств.

4. Политика в сфере межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения в 2016–2018 годах будут строиться с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, изменений, внесенных в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Основными задачами в области развития и регулирования межбюджетных отношений в МО Бейский район останутся:

 формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;

 создание условий для сбалансированности местных бюджетов;

 укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований поселений бюджетного законодательства, контроль за соблюдением основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета МО Бейский район;

 дальнейшее развитие и совершенствование стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне.

В целях решения поставленных задач планируется продолжить практику заключения с муниципальными образованиями поселений соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов с целью повышения ответственности органов местного самоуправления поселений за проводимую бюджетную политику.

Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности местных бюджетов и увеличению их финансовых возможностей, а также улучшению качества управления бюджетным процессом на местном уровне.

Перед муниципальным образованием стоит задача обеспечения своей деятельности в большей степени за счет собственных средств. Оказание дополнительной финансовой помощи должно рассматриваться не как стандартное финансирование, а как исключительная мера.