Приложение
к постановлению администрации
Бейского района
от 11 апреля 2019 г. № 214
Положение
об организации в администрации Бейского района системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)
I. Общие положения

1. Положение об организации в администрации Бейского района системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности администрации Бейского района требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности администрации Бейского района.

2. Для целей Положения используются следующие понятия:

«антимонопольное законодательство» - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления , иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;

«антимонопольный комплаенс» - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;

«антимонопольный орган» - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;

«доклад об антимонопольном комплаенсе» - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в администрации Бейского района;

«коллегиальный орган» - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;

«нарушение антимонопольного законодательства»-недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральным органом исполнительной власти;

«риски нарушения антимонопольного законодательства» («комплаенс риски») - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;

«уполномоченное подразделение» - подразделения администрации Бейского района, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением в администрации Бейского района антимонопольного комплаенса.

3. Задачи антимонопольного комплаенса администрации Бейского района:

а) выявление комплаенс-рисков;

б) управление комплаенс-рисками;

в) контроль за соответствием деятельности администрации Бейского района требованиям антимонопольного законодательства;

г) оценка эффективности функционирования администрации Бейского района антимонопольного комплаенса.

4. При организации антимонопольного комплаенса администрация Бейского района руководствуется следующими принципами:

а) заинтересованность руководства администрации Бейского района в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) информационная открытость функционирования в администрации Бейского района антимонопольного комплаенса;

г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;

д) совершенствование антимонопольного комплаенса.

II. Организация антимонопольного комплаенса

5. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется главой Бейского района, который:

а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы федерального органа исполнительной власти, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;

б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение муниципальными служащими администрации Бейского района правил антимонопольного комплаенса;

в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;

г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;

д) утверждает карту комплаенс-рисков администрации Бейского района;

е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;

ж) утверждает, план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района;

з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегиальным органом.

6. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между структурными подразделениями администрации Бейского района:

Юридическим отделом администрации Бейского района;

Экономическим отделом администрации Бейского района;

Отделом кадровой, мобилизационной и специальной работы администрации Бейского района.

7.К компетенции юридического отдела администрации Бейского района относятся следующие функции уполномоченного подразделения:

а) подготовка и представление главе Бейского района на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов администрации Бейского района, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) консультирование муниципальных служащих администрации Бейского района по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;

г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями администрации Бейского района по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

е) информирование главы Бейского района о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

ж) определение и внесение на утверждение главе Бейского района ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;

з) подготовка и внесение на утверждение главе Бейского района плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района;

и) подготовка для подписания главой Бейского района и утверждения Коллегиальным органом, проекта доклада (информации) об антимонопольном комплаенсе.

8. К компетенции экономического отдела администрации Бейского района относятся следующие функции:

Рассмотрение на Балансовой комиссии (при оценке деятельности руководителей Муниципальных унитарных предприятий) соблюдение антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.

9. К компетенции отдела кадровой, мобилизационной и специальной работы относятся следующие функции:

а) выявление конфликта интересов в деятельности муниципальных служащих и структурных подразделений администрации Бейского района, разработка предложений по их исключению;

б) информирование главы Бейского района о внутренних документах, регламентирующих трудовые отношения, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;

в) ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением при поступлении на муниципальную службу в администрацию Бейского района;

10. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - Коллегиальный орган), возлагаются на Общественную палату Бейского района.

11. К функциям Коллегиального органа относятся:

а) рассмотрение и оценка плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;

б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.

III. Выявление и оценка рисков нарушения администрации Бейского района антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)

12. Выявление и оценка комплаенс-рисков администрации Бейского района осуществляется юридическим отделом администрации Бейского района.

13. В целях выявления комплаенс-рисков проводятся:

а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства;

б) анализ нормативных правовых актов;

г) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;

д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

14. При проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 13 Положения, юридический отдел администрации Бейского района осуществляет сбор сведений в структурных подразделениях и подведомственных бюджетных и казенных учреждениях администрации Бейского района.

15. В целях реализации положений, установленных настоящим разделом Положения, в подведомственном бюджетном и казенном учреждении администрации Бейского района руководителем подведомственного бюджетного и казенного учреждения администрации Бейского района назначается уполномоченное должностное лицо уровня не ниже заместителя руководителя (заместителя руководителя - начальника отдела).

16. Уполномоченное должностное лицо подведомственного бюджетного и казенного учреждения администрации Бейского района обеспечивает подготовку:

а) аналитической справки, содержащей результаты анализа информации по вопросам, указанным в пункте 13 Положения;

б) предложений в карту комплаенс-рисков администрации Бейского района в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения;

в) предложений в план мероприятий («дорожную карту») администрации Бейского района в соответствии с требованиями, установленными разделом V Положения.

17. Руководитель подведомственного бюджетного и казенного учреждения администрации Бейского района обеспечивает представление в юридический отдел администрации Бейского района документов, указанных в пункте 16 Положения.

18. На основе анализа, проведенного в соответствии с пунктом 13 Положения, и сведений, представленных руководителями подведомственных бюджетных и казенных учреждений администрации Бейского района в соответствии с пунктом 16 Положения, юридический отдел администрации Бейского района готовит:

а) аналитическую справку, содержащую результаты проведенного анализа;

б) проект карты комплаенс-рисков администрации Бейского района, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения;

в) проект ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в администрации Бейского райорна, разработанных в соответствии с требованиями, установленными разделом VI Положения;

г) проект доклада об антимонопольном комплаенсе, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными разделом VIII Положения.

19. При проведении (не реже одного раза в год) юридическим отделом администрации Бейского района анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуются мероприятия:

а) сбор в структурных подразделениях администрации Бейского района и подведомственных бюджетных и казенных учреждениях администрации Бейского района сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;

б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в администрации Бейского района, который содержит классифицированные по сферам деятельности подведомственных бюджетных и казенных учреждений администрации Бейского района сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию администрации Бейского района, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных администрацией Бейского района на недопущение повторения нарушения.

20. При проведении юридическим отделом администрации Бейского района анализа нормативных правовых актов администрации Бейского района реализуются мероприятия:

а) разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов администрации Бейского районе (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;

б) размещение на официальном сайте муниципального образования Бейский район уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;

в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;

г) представление главе Бейского района сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты администрации Бейского района.

21. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов юридическим отделом администрации Бейского района реализуются мероприятия (в течение отчетного года):

а) размещение на официальном сайте муниципального образования Бейский район проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;

б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.

22. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в администрации Бейского района юридическим отделом администрации Бейского района реализуются мероприятия:

а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в администрации Бейского района;

б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной пунктом «а» настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в администрации Бейского района.

В рамках проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 21 Положения, юридическим отделом администрации Бейского района подготавливаются:

а) ежеквартальная информация о рассмотрении жалоб, решений и предписаний территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства (при наличии);

б) ежегодная информация о судебной практике по антимонопольным делам (при наличии).

23. Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска осуществляется юридическим отделом администрации Бейского района по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя этапы: идентификации комплаенс-риска, анализа комплаенс- риска и сравнительной оценки комплаенс-риска.

24. Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р.

25. В случае если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков юридическим отделом администрации Бейского района обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении муниципальными служащими администрации Бейского района контрольно-надзорных функций, указанные материалы подлежат передаче начальнику Отдела кадровой, мобилизационной и специальной работы. Обеспечение мер по минимизации коррупционных рисков в таких случаях осуществляется в порядке, установленном внутренними документами администрации Бейского района.

26. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков администрации Бейского района в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.

27. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

IV. Карта комплаенс-рисков администрации Бейского района

28. В карту комплаенс-рисков администрации Бейского района включаются:

- выявленные риски (их описание);

- описание причин возникновения рисков;

- описание условий возникновения рисков.

29. Карта комплаенс-рисков администрации Бейского района утверждается главой Бейского района и размещается на официальном сайте муниципального образования Бейский район.

V. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс- рисков администрации Бейского района

30. В целях снижения комплаенс-рисков юридическим отделом администрации Бейского района ежегодно разрабатывается план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков администрации Бейского района.

31. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района должен содержать в разрезе каждого комплаенс- риска (согласно карте комплаенс-рисков администрации Бейского района) конкретные мероприятия, необходимые для устранения вывленных рисков.

В плане мероприятий («дорожной карте») по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района в обязательном порядке должны быть указаны:

- общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс-рисков администрации Бейского района);

- описание конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию и устранение комплаенс-рисков;

- ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);

- сроки исполнения мероприятия.

При необходимости в плане мероприятий («дорожной карте») по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района могут быть указаны дополнительные сведения:

- необходимые ресурсы;

- календарный план (для многоэтапного мероприятия);

- показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;

- требования к обмену информацией и мониторингу;

- прочие.

32. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района утверждается главой Бейского района. Утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс- рисков администрации Бейского района обеспечивает юридический отдел администрации Бейского района.

33. Юридический отдел администрации Бейского района на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района.

34. Информация об исполнении плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района подлежит включению в доклад (информацию) об антимонопольном комплаенсе.

VI. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса

35. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которого происходит оценка качества работы системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.

36. Ключевые показатели эффективности антимонопольного законодательства устанавливаются для администрации Бейского района.

37. Ключевые показатели антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).

38. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются юридическим отделом администрации Бейского района и утверждаются главой Бейского района.

39. Юридический отдел администрации Бейского района ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса

40. Оценка эффективности организации и функционирования в администрации Бейского района осуществляется Коллегиальным органом по результатам рассмотрения отчета (информации) об антимонопольном комплаенсе.

41. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса Коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе (информации) об антимонопольном комплаенсе, а также:

а) карту комплаенс-рисков администрации Бейского района, утвержденную главой Беского района на отчетный период;

б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные главой Бейского района на отчетный период;

в) план мероприятий («дорожную карту) по снижению комплаенс-рисков администрации Бейского района, утвержденный главой Бейского района на отчетный период.

VIII. Доклад (информация) об антимонопольном комплаенсе

42. Проект доклада (информации) об антимонопольном комплаенсе представляется юридическим отделом администрации Бейского района на подпись главе Бейского района, а подписанный главой Бейского района доклад (информация) представляется на утверждение Коллегиальному органу ежегодно в следующем порядке:

- проект доклада (информации) об антимонопольном комплаенсе представляется юридическим отделом администрации Бейского района;

- юридический отдел администрации Бейского района обеспечивает подписание проекта доклада (информации) главой Бейского района.

Юридический отдел администрации Бейского района обеспечивает представление подписанного главой Бейского района доклад (информацию) в Коллегиальный орган.

Коллегиальный орган утверждает доклад (информацию) об антимонопольном комплаенсе.

43. Доклад (информация) об антимонопольном комплаенсе должен содержать:

а) информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;

б) информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;

в) информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;

44. Доклад (информация) об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте муниципального образования Бейский район.