к постановлению администрации
Бейского района
от 21.02.2022 г. № 100
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЙСКИЙ РАЙОН НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
1. Цели и задачи бюджетного прогнозирования
Ключевой целью разработки бюджетного прогноза муниципального образования Бейский район на долгосрочный период является оценка основных тенденций развития бюджета, позволяющая, путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики, обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджетов и достижение стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования Бейский район.
К задачам бюджетного прогноза, способствующим достижению указанной цели, относятся:
осуществление бюджетного прогнозирования на период, позволяющий оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджета;
разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджета и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности бюджета;
выработка решений по принятию дополнительных мер совершенствования налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета и решению ключевых задач социально-экономического развития муниципального образования Бейский район в долгосрочном периоде;
обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров бюджета, макроэкономических и иных показателей, в том числе базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;
профилактика бюджетных рисков для бюджета, обеспечиваемая, в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ муниципального образования Бейский район, на период их действия.
Решение указанных задач обеспечивается в рамках комплексного подхода, включающего в себя:
обеспечение взаимного соответствия и координации бюджетного прогноза с другими документами муниципального стратегического планирования, в первую очередь прогнозом социально-экономического развития муниципального образования Бейский район на долгосрочный период и муниципальными программами;
систематизацию и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;
использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности бюджета;
полноценное включение разработки и обеспечение учета бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.
2. Основные итоги развития и текущие характеристики консолидированного бюджета муниципального образования Бейский район, его текущее состояние.
Бюджет муниципального образования Бейский район по доходам за 2021 год исполнен в сумме 1 068 634,6 тыс. рублей, в сравнении с уровнем прошлого года доходы увеличились на 20,5 % или на 181 882,3 тыс. рублей, за счет увеличения налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы.
По налоговым и неналоговым доходам бюджет за 2021 год исполнен в сумме 290 084,1 тыс. рублей, в сравнении с уровнем прошлого года доходы увеличились на 13,7 % или на 34 977,9 тыс. рублей, безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы составили 778 550,5 тыс. рублей, в сравнении с уровнем прошлого года доходы уменьшились на 23,3 % или на 146 904,4 тыс. рублей.
По расходам бюджет муниципального образования за 2021 год исполнен в сумме 1 051 391,5 тыс. рублей, в сравнении с уровнем прошлого года расходы увеличились на 19,1 % или на 168 536,8 тыс. рублей.
3. Подходы и методология разработки бюджетного прогноза
Бюджетный прогноз муниципального образования Бейский район на долгосрочный период до 2030 года разработан на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования Бейский район на период до 2030 года, утвержденного постановлением администрации Бейского района от 11.10.2016 № 559 «Об утверждении прогноза социально-экономического развития Бейского района на период до 2030 года», с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования Бейский район. Бюджетный прогноз разработан в условиях налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент его составления.
Целью долгосрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании Бейский район является определение долгосрочных тенденций изменения объема и структуры доходов и расходов бюджета, структуры и условий привлечения и обслуживания заимствований, а также выработка на их основе соответствующих мер, направленных на повышение устойчивости и обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета муниципального образования Бейский район.
При разработке долгосрочного бюджетного прогноза по доходам бюджета использован метод экстраполяции данных об исполнении бюджета муниципального образования Бейский район по доходам за три предыдущих года по стабильным источникам доходов с учетом факторов, которые в долгосрочном периоде могут оказать влияние на их формирование. К таким факторам относятся развитие промышленности, инвестиционная активность, демографические изменения, динамика доходов населения, и другие показатели экономического развития территории, нашедшие отражение в прогнозе социально-экономического развития муниципального образования Бейский район на период до 2030 года. Бюджетный прогноз муниципального образования Бейский район по доходам сформирован, исходя из консервативного сценария развития экономики муниципального образования Бейский район, который предполагает сохранение основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов в среднесрочной перспективе.
Обеспечение сбалансированности и финансовой стабильности является основным приоритетом бюджетной политики муниципального образования Бейский район. В долгосрочной перспективе расходы бюджета в полном объеме обеспечены доходами и источниками финансирования дефицита.
Муниципальные программы муниципального образования Бейский район, являющиеся документами стратегического планирования, позволяют обеспечить выбор приоритетных направлений использования бюджетных средств, которые в первую очередь направляются на исполнение действующих расходных обязательств.
Большая часть расходов бюджета муниципального образования по-прежнему приходится на социально-культурную сферу. Прогноз текущих расходов бюджета до 2030 года предполагает, что в целом их состав в будущем остается неизменным. Однако должен измениться подход к их планированию с применением нормативного метода.
Дополнительные расходы бюджета в планируемом периоде связаны с:
- модернизацией социальной сферы;
- реализацией «майских» 2012 года указов Президента РФ и сохранением достигнутого приоритета по уровню оплаты труда после 2018 года.
4. Основные подходы, цели и задачи формирования и реализации бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования Бейский район в долгосрочном периоде
При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период важная роль отводится управлению муниципальными финансами. Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования.
Приоритетами в сфере реализации являются:
1) обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета муниципального образования Бейский район;
2) сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и создание условий для минимизации рисков роста муниципального долга выше уровня долговой нагрузки;
3) повышение качества администрирования доходов и мобилизация доходного потенциала;
4) повышение качества формирования и исполнения бюджета муниципального образования Бейский район, в том числе:
- повышение эффективности формирования и исполнения местного бюджета на основе муниципальных программ муниципального образования Бейский район;
- проведение консервативной бюджетной политики, в том числе проведение детальной оценки принятых расходных обязательств, отказа от обязательств не обеспеченных реальными доходами бюджета;
- создание механизмов оценки эффективности бюджетных расходов;
- повышение эффективности затрат на содержание сети социальных муниципальных учреждений и обеспечение деятельности органов местного самоуправления;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса в муниципальном образовании Бейский район, комплексная автоматизация бюджетного процесса муниципального образования Бейский район, включая управление закупками и информационно-правовое обеспечение бюджетного процесса;
5) повышение эффективности оказания муниципальных услуг муниципальными учреждениями. Решение данной задачи связано с нормативно-методическим обеспечением процесса совершенствования управления муниципальным сектором экономики и анализом практики его применения включая:
- нормативный подход к расчету субсидии на обеспечение муниципального задания с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности;
- формирование муниципальных заданий, на основании ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), составленных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг (работ);
- формирование параметров муниципальных заданий в соответствии с целями и ожидаемыми результатами соответствующих муниципальных программ, включение в муниципальные программы сводных показателей муниципальных заданий, характеризующих качество и объем оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ), рассчитанных на основе утвержденных муниципальных заданий в отношении муниципальных учреждений, что обеспечит взаимосвязь муниципальных заданий с целями и результатами муниципальных программ, в рамках которых осуществляется выполнение муниципального задания;
- разработка систем оценки качества и реальных объемов оказания муниципальных услуг;
- внедрение элементов управляемой конкуренции в процесс оказания муниципальных услуг;
- внедрение единой методологии расчета тарифов и оказания платных услуг;
7) внедрение контрактной системы в сфере закупок.
5. Бюджетные риски бюджета муниципального образования Бейский район в целях долгосрочного бюджетного планирования
Муниципальное образования Бейский район является административно-территориальной единицей с относительно диверсифицированной структурой экономики. Поэтому в качестве первоочередных значимых факторов, способных повлиять на параметры бюджета являются общие условия осуществления деловой активности.
Источники бюджетных рисков, результатом воздействия которых является ухудшение условий сбалансированности по сравнению с примененными подходами при составлении долгосрочного бюджетного прогноза:
- рост уровня безработицы, в связи с оптимизацией государственного сектора экономики, изменением уровня спроса и предложения на основные производимые товары, работы и услуги, и, как следствие, уменьшение поступления в бюджет налога на доходы физических лиц – основного доходного источника местного бюджета (характеристика риска: внешний);
- неформальная занятость, сопряженная с нарушениями трудовых и социальных гарантий негативно влияет на наполняемость бюджета (характеристика риска: внешний);
- рост уровня инфляции (характеристика риска: внешний);
- высокая степень неопределенности объемов поступлений в долгосрочном периоде межбюджетных трансфертов в виде дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, доля которой в общем объеме доходов составляет около 8,6% (характеристика риска: внешний);
- изменение параметров долговой нагрузки и связанные с этим возможные корректировки в выборе приоритетов финансового обеспечения расходных обязательств (характеристика риска: внутренний).
Меры профилактики соответствующих бюджетных рисков на местном уровне:
- повышение эффективности бюджетного планирования и бюджетных расходов, в том числе путем реформирования отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования и принципов предоставления услуг;
- создание институциональной среды для профилактики, противодействия наступлению соответствующих негативных явлений.
Формирование бюджетного прогноза, основные характеристики бюджетов бюджетной системы муниципального образования Бейский район на долгосрочный период представлены в таблице 1. Показатели финансового обеспечения муниципальных программ муниципального образования Бейский район представлены в таблице 2.