к постановлению администрации
Бейского района
от 15.11.2023 № 1049
Основные направления бюджетной и налоговой политики в муниципальном образовании Бейский район (далее МО Бейский район) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 и от 23.02.2023, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Хакасия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, обеспечивающих устойчивость бюджетной системы и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, используемых при составлении проекта бюджета МО Бейский район на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики, как и в предыдущие годы, находят свое отражение меры, предусмотренные Планом финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, включающем мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращения государственного долга Республики Хакасия на 2016-2024 годы, утвержденным Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 № 60-п (с последующими изменениями) (далее – План финансового оздоровления), реализация мер по основным стратегическим задачам проектного управления, направленных на достижение национальных целей, определенными Указами Президента Российской Федерации № 204 и № 474, а также мер по преодолению последствий кризисных явлений в мировой экономике, в том числе связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики.
Основное влияние на реализацию в плановом периоде бюджетной и налоговой политики района окажут:
- решения, принимаемые на федеральном и республиканском уровне в рамках налоговой политики, межбюджетных отношений, а также в части дальнейшей реализации проектных принципов при формировании местных бюджетов по направлениям стратегического развития и выполнения социальных обязательств перед гражданами;
-новое нормативно-правовое регулирование системы муниципальных закупок;
-стратегическая приоритезация расходов бюджета, т.е. приоритетное планирование бюджетных ассигнований с учетом Единого плана по достижению национальных целей развития (на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года), утвержденного распоряжением Правительством Российской Федерации от 01.10.2021 №2765-р; -создание системы правового регулирования цифровой экономики (цифровая трансформация) Российской Федерации;
- соблюдение мер, предусмотренных Планом финансового оздоровления;
-актуализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных ориентиров государственной социально - экономической политики, включая вариативность ее проведения в зависимости от реализации сценариев внешних и внутренних условий;
- совершенствование на федеральном и региональном и местном уровне процессов оценки налоговых расходов (выпадающих доходов);
- развитие механизмов организации оказания услуг в социальной сфере;
- совершенствование действующих механизмов и разработка новых в сфере внутреннего муниципального финансового контроля;
- совершенствование управления муниципальным имуществом;
- создание на федеральном уровне единой реестровой системы администрирования и прогнозирования доходов в государственной интегрированной системе «Электронный бюджет»;
- реализация на региональном уровне мер, направленных на поддержание бюджетной устойчивости и самостоятельности местных бюджетов;
- реализация комплекса мер Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р.
Концепция обобщает уже реализуемые и перспективные меры по повышению эффективности расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и предусматривает:
-введение на федеральном уровне в бюджетный процесс механизма оценки бюджетных расходов – «Обзор бюджетных расходов (аудит)»;
-обеспечение Правительством Российской Федерации мер по реализации операционного уровня – то есть имеющих непосредственный и измеримый эффект (расширение информационного взаимодействия в целях обеспечения полной прослеживаемости движения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направленных на реализацию национальных проектов);
-совершенствование механизма казначейского сопровождения целевых средств, а именно внедрение на федеральном уровне механизма бюджетного мониторинга, направленного на снижение рисков финансовых нарушений получателями целевых средств при открытии им лицевых счетов и проведении операций на таких счетах;
-совершенствование мер стратегического характера – то есть способствующих повышению эффективности системы управления бюджетными расходами в целом, это перевод процедур разработки и реализации государственных программ в электронный формат и совершенствование методической базы проектного управления.
Исходя из текущей экономической и политической ситуации, целей социально-экономического развития района и задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, бюджетная и налоговая политика МО Бейский район в 2024-2026 годах будет направлена на:
- сохранение и развитие налогового потенциала с учетом приоритетов экономической политики;
- поддержку социально значимых секторов экономики района, в том числе сельского хозяйства, развития туристкой индустрии, создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса, привлечение в экономику района дополнительных внебюджетных источников финансирования, включая частные инвестиции;
- использование при бюджетном планировании реалистичных оценок и прогнозов социально-экономического развития и бюджетного с целью минимизации рисков несбалансированности местных бюджетов;
- создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления муниципальными финансами МО Бейский район;
- повышение финансовой и бюджетной грамотности;
- развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений и повышение эффективности управления муниципальными финансами МО Бейский район;
- совершенствование процедур составления и исполнения местных бюджетов;
- совершенствование методов управления бюджетным процессом;
- организацию работы по наращиванию темпов привлечения дополнительной финансовой помощи из регионального бюджета, а также средств на софинансирование расходных обязательств Бейского района, в том числе в рамках муниципальных программ;
- повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса, в том числе путем использования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
- совершенствование системы финансовых взаимоотношений с местными бюджетами поселений, направленное на повышение стимулирующей роли межбюджетных трансфертов в сохранении и развитии налоговой базы на территориях муниципальных образований, создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, повышения их финансовой самостоятельности;
- повышение эффективности системы финансового контроля, повышение его роли в управлении бюджетным процессом, в том числе в целях оценки эффективности направления и использования бюджетных средств и анализа достигнутых результатов при выполнении муниципальных заданий.
Основные направления налоговой политики МО Бейский район, планируемые к реализации в 2024 году и плановом периоде 2025-2026 годов
Основные направления налоговой политики в муниципальном образовании Бейский район на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Российской Федерации, статьей 8 решения Совета депутатов Бейского района от 20.06.2016 №359 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Бейский район» (с изменениями).
Налоговая политика определена с учетом основных направлений налоговой политики Российской Федерации на очередной финансовый год и годы планового периода, а также изменений федерального и регионального законодательства.
Основными целями налоговой политики остаются обеспечение полного и стабильного поступления налоговых и неналоговых платежей в местный бюджет.
Основными задачами налоговой политики на 2024 - 2026 годы является предотвращение влияния сложной экономической ситуации, связанного с негативным влиянием геополитических и внешнеэкономических факторов на развитие отраслей экономики.
Ключевой задачей основных направлений налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025-2026 годы является обеспечение условий для наращивания (доходного) налогового потенциала за счет повышения инвестиционной привлекательности района и создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, достижение максимальной мобилизации доходов бюджетов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов МО Бейский район.
Основными направлениями налоговой политики, способствующими решению данных задач, будут:
реализация мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости путем расширения практики применения налога на профессиональный доход, регистрацию граждан в качестве "самозанятых" и вовлечение их в экономику;
расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам, в том числе за счет выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также путем проведения кадастровой оценки;
совершенствование системы управления муниципальным имуществом, обеспечение качественного учета имущества, входящего в состав муниципальной казны, установление жесткого контроля над использованием объектов муниципальной собственности;
своевременная подготовка документов в судебные органы по взысканию задолженности и привлечению к ответственности неплательщиков по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом в местный бюджет;
продолжение работы по совершенствованию механизмов взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Хакасия и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Хакасия в части качественного администрирования доходных источников бюджетов и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, сокращения недоимки;
обеспечение роста доходов местного бюджета за счет повышения эффективности администрирования действующих налоговых платежей и сборов, реализация мер по противодействию уклонению от уплаты налогов и других обязательных платежей в местный бюджет, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов местного бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам местного бюджета;
ежегодное проведение оценки эффективности налоговых расходов, обусловленных предоставлением льгот по местным налогам, в целях более эффективного использования инструментов налогового стимулирования и роста налогового потенциала, отмена или уточнение льготных режимов по результатам проведенной оценки в случае выявления их неэффективности;
обеспечение публичности и прозрачности процесса принятия муниципальных правовых актов муниципального образования Бейский район в области налогообложения.
Для обеспечения экономической стабильности и минимизации бюджетных рисков прогнозирование доходов местного бюджета будет осуществляться на основании расчетов главных администраторов доходов и с учетом прироста проектируемого объема налоговых и неналоговых платежей местного бюджета с учетом обязательств, предусматриваемых соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования Бейский район Республики Хакасия в 2023 году от 26.01.2023 №1-8.
Обеспечение роста доходного (налогового) потенциала бюджета МО Бейский район является основной задачей налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период, напрямую связанной с ключевой задачей бюджетной политики по обеспечению сбалансированности бюджетов МО Бейский район.
Как и в предыдущие периоды, в целях наращивания налоговой базы, особое внимание отводится вопросу повышения качества администрирования налога на доходы физических лиц. На уровне межведомственного взаимодействия будет продолжена реализация комплекса мер по контролю за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы, предотвращению фактов выплаты «теневой» заработной платы, сокращению неформальной занятости
Кроме того, в целях повышения бюджетной самостоятельности муниципальных образований, продолжится работа по актуализации базы данных по имущественным налогам физических лиц для включения объектов недвижимости в налоговую базу по местным налогам, оптимизации налоговых преференций, установленных органами местного самоуправления.
Продолжится работа по сокращению недоимки и повышению платежной дисциплины налогоплательщиков, включая участников бюджетного процесса местного уровня.
2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА МО БЕЙСКИЙ РАЙОН В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ
Бюджетная политика в области расходов в трехлетней перспективе будет направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов, на реализацию приоритетных направлений муниципальной политики, в том числе на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 и № 474, на совершенствование процедур программно-целевого планирования местного бюджета, на внедрение и реализацию комплекса мер Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах.
В этих целях необходимо обеспечить реализацию следующих мер:
1. Продолжение планирования расходной части бюджета МО Бейский район на основе муниципальных программ, с учетом региональной и федеральной составляющих национальных проектов Российской Федерации. Методы программно - целевого и проектного управления общественными (муниципальными) финансами позволяют в плановом и прогнозом периоде формировать ресурсы на финансирование национальных целей развития в социальных сферах, в частности: сформировать систему мотивации граждан к здоровому образу жизни; обеспечить доступность дошкольного, общего и дополнительного образования; улучшить материально-техническую базу учреждений культуры, сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи и т.д.
2. Своевременное обеспечение главными распорядителями бюджетных средств МО Бейский район заключения соглашений с региональными органами исполнительной власти на предоставление субсидий, в том числе в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «электронный бюджет».
3. Планирование объема расходных обязательств бюджетов МО Бейский район осуществляется с учетом оценки его исполнения в 2023 году, уточненного прогноза показателей социально-экономического развития. Кроме того, при формировании расходной части бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов учитывался фактор повышение уровня минимального размера оплаты труда.
4. Одним из необходимых условий обеспечения эффективности муниципальных финансов является продолжение построения целостной системы открытости деятельности муниципальных органов на базе государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». В 2024 году продолжится актуализация компонентов данной системы в МО Бейский район в соответствии с положениями Порядка размещения и предоставления информации на Едином Портале бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 № 243н.
Кроме того, в целях обеспечения прозрачности и открытости муниципальных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете будет продолжена публикация в сети Интернет «Бюджета для граждан».
5. При формировании муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и выполнение работ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов планируется руководствоваться и далее муниципальным перечнем (классификатором) муниципальных услуг и работ.
6. Реализация мероприятий Плана финансового оздоровления, способствующих обеспечению соответствия расходных обязательств доходным источникам и источникам покрытия дефицита бюджета. Так будет продолжена работа по:
- проведению оценки налоговых льгот, в том числе пониженных ставок налогов;
- реализация комплекса мер по контролю за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы;
- реализация мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании региональных и местных бюджетов;
- принятие мер по сокращению кредиторской задолженности, в том числе просроченной кредиторской задолженности.
7. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг. Данная мера будет реализовываться путем создания стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращения доли неэффективных расходов.
Продолжится расширение практики вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг посредством внедрения конкурсного размещения муниципального заказа на их оказание и полномасштабного применения принципов «эффективного контракта» в муниципальных учреждениях.
8. Повышение эффективности муниципального финансового контроля, а также контроля в сфере государственных закупок будет осуществляться в следующих направлениях:
а) развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля за использованием бюджетных средств в соответствии с федеральными стандартами осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и порядком о применении бюджетных мер принуждения, установленным Правительством Российской Федерации;
б) оказание консультационной помощи органам местного самоуправления МО Бейский район в целях совершенствования системы муниципального финансового контроля, повышения его качества и переориентации на оценку достижения целей и эффективности расходования бюджетных средств;
в) принятие мер в целях реализации Федерального закона № 44-ФЗ в части осуществления эффективного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, а также ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МО Бейский район.
9. Совершенствование оценки качества управления муниципальными финансами в части показателей, отражающих качество планирования доходов и расходов на муниципальном уровне.
Формирование бюджета МО Бейкий район на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов будет осуществляться с учетом оценки изменений основных прогнозных показателей (базовый вариант развития) под влиянием социально-экономических и иных событий, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджетной системы МО Бейский район.
3. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Межбюджетные отношения в 2024–2026 годах будут строиться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Решения Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 20.06.2016 № 359 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Бейский район».
Основными задачами бюджетной политики муниципального образования Бейский район в сфере межбюджетных отношений будут являться:
- мотивация органов местного самоуправления поселений Бейского района к экономическому развитию и наращиванию налоговой базы;
- содействие сбалансированности местных бюджетов поселений;
- укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований, соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных бюджетным законодательством, выполнение условий соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов;
- создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В целях решения поставленных задач планируется:
- продолжить практику согласования параметров местных бюджетов муниципальных образований в целях минимизации рисков несбалансированности местных бюджетов. При формировании местных бюджетов исходить из обеспечения реализации планов по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики муниципальных образований Бейского района на 2024-2026 годы;
- обеспечить методическую помощь муниципальным образованиям поселений по вопросам формирования и исполнения местных бюджетов;
- заключение с муниципальными образованиями поселений соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов в целях повышения финансовой дисциплины и ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Бейский район за проводимую бюджетную политику.
Как и в предыдущие годы, перед муниципальными образованиями должна стоять задача обеспечения своей деятельности в большей степени собственными средствами и имеющимися резервами за счет проводимых мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов.
В 2024-2026 годах планируется предоставление из районного бюджета в бюджеты поселений двух видов дотации:
- дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
-дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений муниципального образования Бейский район из бюджета района планируется в соответствии с действующей Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, которая ежегодно утверждается Решением Совета депутатов Бейского района.
Дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов распределяется сельским поселениям района постановлением главы Бейского района.
При этом оказание дополнительной финансовой помощи будет рассматриваться при условии выполнения плана мероприятий по повышению налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки и оптимизации расходов муниципальных образований Бейского района.
В местные бюджеты поселений могут быть представлены иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, распределение которых утверждается постановлением главы района.
Продолжается реализация на местном уровне требований приказа Минфина России от 28.12.2016 № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации», в соответствии с которым у участников бюджетного процесса муниципальных образований поселений возникают обязательства по формированию и размещению информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Управление финансов Бейского района согласовывает данную информацию.
Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности местных бюджетов и увеличению их финансовых возможностей, а также улучшению качества управления бюджетным процессом на местном уровне.