Приложение
к постановлению администрации
Бейского района
от 26.03.2024 № 288
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе и порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Бейского района

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет назначение и задачи, порядок оповещения и информирования населения, а также порядок совершенствования и поддержания в готовности систем оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Бейского района (далее - системы оповещения).

1.2. Системы оповещения населения создаются:

на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения (далее - РАСЦО);

на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения (далее - МАСЦО);

на объектовом уровне - локальная система оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН) создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

1.3. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил гражданской обороны, территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) и населения.

РАСЦО строится на основе:

комплексов технических средств оповещения по проводным каналам связи;

комплексов технических средств оповещения по радиоканалам связи.

МАСЦО строится на основе комплексов технических средств оповещения, технически сопрягаемых с РАСЦО.

Локальная система оповещения строится на основе комплексов технических средств оповещения, технически сопрягаемых с МАСЦО.

1.4. Создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами местного самоуправления муниципальных образований в Бейском районе (далее - органы местного самоуправления) и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах) по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

2. Предназначение и основные задачи систем оповещения

2.1. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления и сил гражданской обороны, ТП РСЧС и населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2.2. Основными задачами систем оповещения населения являются:

1) РАСЦО - обеспечение доведения сигналов оповещения и информации до:

руководящего состава гражданской обороны и ТП РСЧС;

главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - Главное управление МЧС России по Республике Хакасия);

создаваемых при органах местного самоуправления органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

создаваемых в установленном порядке единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб и других организаций (подразделений), создаваемых органами местного самоуправления;

специально подготовленных сил ТП РСЧС и гражданской обороны, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Бейского района;

дежурно-диспетчерских служб организаций (объектов);

населения, проживающего на территории Бейского района;

2) МАСЦО - обеспечение доведения сигналов оповещения и информации до:

руководящего состава гражданской обороны и звена ТП РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования;

дежурно-диспетчерских служб организаций (объектов);

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования;

3) локальной системы оповещения - обеспечение доведения сигналов оповещения и информации до:

руководящего состава гражданской обороны организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, и объектового звена ТП РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций (объектов), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

2.3. Основной задачей КСЭОН является:

экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

экстренное оповещение органов управления ТП РСЧС соответствующего уровня в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.

2.4. КСЭОН включается (интегрируется) в состав соответствующих систем оповещения населения и имеет сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения доведения сигналов оповещения и информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения:

сети электрических и электронных сирен;

сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;

сети УКВ-ЧМ (радиовещания);

радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания);

сети уличной звукофикации; сети кабельного телевидения; сети подвижной радиотелефонной связи;

сети связи общего пользования;

мобильные средства оповещения.

3. Порядок оповещения и информирования населения

3.1. Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

3.2. Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления ТП РСЧС с разрешения руководителей органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и постоянно действующих органов управления ТП РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Передача информации и сигналов оповещения на районном уровне осуществляется оперативным дежурным ЕДДС администрации Бейского района с разрешения начальника отдела ГО и ЧС администрации Бейского района по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Речевая информация длительностью не более пяти минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и органов повседневного управления ТП РСЧС.

По решению руководителей органов, осуществляющих управление гражданской обороной, постоянно действующих органов управления ТП РСЧС в целях оповещения допускается передача информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.

3.3. Органы повседневного управления гражданской обороны и ТП РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления и сил гражданской обороны и ТП РСЧС в установленном порядке.

3.4. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил гражданской обороны, ТП РСЧС и населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил гражданской обороны, ТП РСЧС и населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации, а также по РАСЦО.

3.5. Распоряжения на задействование систем оповещения даются:

главой администрации Бейского района (лицом, исполняющим его обязанности) для РАСЦО, на основании оперативной информации (доклада) начальника отдела ГО и ЧС администрации Бейского района в порядке, установленном регламентом организации оповещения населения Бейского района об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, с использованием РАСЦО (приложение к настоящему Положению);

главой администрации Бейского района (лицом, исполняющим его обязанности) для МАСЦО на основании оперативной информации (доклада) руководителя органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создаваемого при органах местного самоуправления;

руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, - на основании оперативной информации (доклада) руководителя структурного подразделения организации, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.6. В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями вышеперечисленных организаций, согласованные с Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия или создаваемым при органах местного самоуправления органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.7. Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления ТП РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемых к обеспечению оповещения.

3.8. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, и постоянно действующие органы управления ТП РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают соответствующие органы, осуществляющие управление гражданской обороной, и постоянно действующие органы управления ТП РСЧС.

4. Порядок совершенствования и поддержания в готовности систем оповещения

4.1. В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности Главное управление МЧС России по Республике Хакасия и органы местного самоуправления совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.

Проверки систем оповещения проводятся с участием представителей организаций связи и операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, кроме того, с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается.

4.2. Работы по реконструкции и поддержанию в технической готовности РАСЦО организуются и проводятся Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.

Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно проводят работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе.

4.3. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:

доведение информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления;

размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления.

4.4. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию органами местного самоуправления на муниципальном уровне.

Отдел ГО и ЧС администрации Бейского района осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.

4.5. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения отдел ГО и ЧС администрации Бейского района и органы местного самоуправления:

разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации;

организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;

планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;

разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.

4.6. В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания:

обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;

обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;

определяют по заявкам отдела ГО и ЧС администрации Бейского района и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации.

4.7. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статьей 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».