к решению Совета депутатов
Бейского района
от 11.03.2022 № 370
депутатской этики депутатов Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия
1. Общие положения
1. Настоящие Правила депутатской этики депутатов Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия (далее - Правила) определяют основные нормы поведения депутатов Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия (далее - Совет депутатов) при осуществлении ими своей деятельности, в том числе непосредственно на заседаниях Совета депутатов, заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов, в депутатских фракциях Совета депутатов, других публичных взаимоотношениях, а также определяют порядок разрешения возможных этических конфликтов и меры ответственности за нарушения требований, установленных настоящими Правилами.
2. Настоящие Правила распространяются на всех депутатов Совета депутатов (далее - депутаты). Исполнение настоящих Правил должно рассматриваться депутатами как профессиональный долг и обязанность для реализации более эффективной нормотворческой и контрольной деятельности депутатов, укрепления доверия граждан к органу представительной власти муниципального образования Бейский район (далее – район), укрепления авторитета депутата среди населения района.
3. Депутат в своей деятельности должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Хакасия, законами Республики Хакасия, Уставом муниципального образования Бейский район, иными муниципальными правовыми актами, настоящими Правилами, соблюдая принцип невмешательства в компетенцию других органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Каждый депутат должен стремиться служить образцом исполнения своих депутатских полномочий, обладать безупречной гражданской репутацией, в равной мере заботиться о собственном достоинстве и уважать достоинство других граждан.
5. Деятельность депутата должна быть направлена на совершенствование условий, способствующих росту благополучия жителей района и развитию инфраструктуры района. Депутат в своей деятельности руководствуется целями экономического, социального и культурного развития района.
6. Все депутаты имеют равное положение по своему статусу.
7. Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его в исполнении депутатских полномочий или нанести ущерб авторитету его самого, представляемых им избирателей и Совета депутатов.
8. Депутат обязан исполнять свои депутатские полномочия, соблюдать Регламент Совета депутатов.
9. Депутат обязан в личном поведении и быту соблюдать общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет статуса депутата.
2. Правила депутатской этики, относящиеся к деятельности депутата в Совете депутатов
10. Каждый депутат содействует созданию в Совете депутатов атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и делового сотрудничества.
11. Депутаты должны строить свою работу на принципах свободного коллективного обсуждения и принятия решения по рассматриваемым вопросам, уважения к многообразию мнений, не допускать конфликтов.
12. Депутаты должны уважительно обращаться друг к другу и ко всем лицам, участвующим в повседневной работе Совета депутатов. Не допускаются фамильярность и пренебрежительность в общении. Депутат не может проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством ультиматумов и иных подобных методов.
13. Депутат обязан присутствовать на заседаниях Совета депутатов, заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов, членом которых он является. Отсутствие депутата на заседаниях Совета депутатов, заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов, членом которых он является, допускается только по уважительной причине (болезнь, командировка, отпуск, семейные обстоятельства, иные уважительные причины). О невозможности присутствовать на заседаниях Совета депутатов, заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов и иных мероприятиях, проводимых Советом депутатов, по уважительной причине депутат обязан заблаговременно уведомить председателя Совета депутатов или председателя постоянной комиссии Совета депутатов соответственно.
14. Не допускаются индивидуальные и коллективные действия депутатов, направленные на срыв проведения заседаний: уход из зала заседания без уважительной причины; выступления не по вопросу принятого на заседании регламента и повестки его работы, выкрики, прерывание выступающих, создание препятствий для выступающих, которым председательствующий на заседании предоставил слово.
15. Участвуя в заседаниях Совета депутатов, в заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов, депутат должен проявлять вежливость, тактичность и уважение к председательствующему на заседании, другим депутатам и иным лицам, присутствующим на заседании, не использовать в речи грубые и некорректные выражения, ненормативную лексику.
16. Выступление на заседаниях Совета депутатов, заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов допускается только с разрешения председательствующего, при этом депутат должен выступать только по вопросам, содержащимся в повестке дня. Депутаты должны выполнять указания председательствующего, данные в пределах его полномочий в соответствии с Регламентом Совета депутатов.
17. Выступающий на заседании депутат не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать необоснованные обвинения в чей-то адрес.
18. Передача права голосования на сессиях Совета депутатов, заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов другому депутату не допускается.
19. Депутат во время проведения заседаний Совета депутатов и постоянных комиссий Совета депутатов не должен вести разговоры с использованием средств связи. Перед началом заседания средство связи должно быть переведено депутатом в беззвучный режим работы или отключено.
20. Депутат обязан добросовестно выполнять решения и поручения Совета депутатов.
3. Правила депутатской этики, относящиеся ко взаимоотношениям депутата с избирателями
21. Взаимоотношения депутата с избирателями строятся на основе взаимного уважения и вежливости.
22. Депутат, представляя интересы своих избирателей, проявляет терпимость к убеждениям избирателей, традициям, культурным особенностям этнических и социальных групп, религиозных конфессий.
23. Депутат не дает публичных обещаний, которые заведомо не могут быть выполнены.
24. Депутат проявляет выдержку и корректность, особенно в тех ситуациях, когда собственная позиция депутата расходится с мнением избирателей.
25. Депутат должен представлять избирателям полную, объективную и достоверную информацию о своей деятельности, отчитываться перед избирателями, периодически информируя их о своей работе.
4. Этика публичных выступлений депутата
26. Депутат, принимая участие в работе Совета депутатов, выступая в средствах массовой информации, социальных сетях, мессенджерах и перед избирателями с различного рода публичными заявлениями, должен использовать достоверные и проверенные факты.
27. Выступления депутата должны быть корректными, не должны порочить честь и достоинство граждан, должностных лиц, деловую репутацию юридических лиц.
28. Депутат может выступать от имени Совета депутатов лишь в случаях, если он официально уполномочен выражать мнение Совета депутатов.
29. Депутат вправе публично выступать вне Совета депутатов со своим личным мнением, специально оговорив при этом, что это его личное мнение.
5. Правила депутатской этики во взаимоотношениях депутата с государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами
30. Депутат не вправе использовать в личных целях преимущества своего депутатского статуса во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами.
31. Депутат не может использовать предоставленную ему государственными органами или органами местного самоуправления или должностными лицами официальную информацию для приобретения личной выгоды.
32. Депутат использует бланк депутата только для осуществления депутатских полномочий.
33. Депутат не может разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, если эти сведения:
1) касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях Совета депутатов, закрытых заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов;
2) относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни депутата и стали известны в результате рассмотрения вопроса в Совете депутатов о нарушении депутатом норм депутатской этики;
3) составляют тайну личной жизни гражданина и доверены депутату при условии их неразглашения.
34. Депутат не вправе использовать свое положение (ссылаться на статус депутата) для рекламы деятельности каких-либо предприятий, учреждений, организаций, индивидуальных предпринимателей.
35. Депутат должен с пониманием относиться к праву государственных и муниципальных служащих иметь собственное профессиональное суждение по вопросам, относящимся к депутатской деятельности, проявлять корректность и вежливость в отношениях с работниками государственных органов и органов местного самоуправления.
6. Финансовые и имущественные требования к депутатам
36. Не допускается получение депутатом от лиц или организаций каких-либо услуг, льгот и привилегий, если они не входят в перечень льгот, предоставленных депутату на законном основании.
37. Для возмещения расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, депутат вправе использовать только личные средства.
38. Депутаты при осуществлении депутатской деятельности не должны совершать действий, связанных с влиянием каких-либо частных имущественных и финансовых интересов.
7. Ответственность депутата за нарушение настоящих Правил
39. Депутат несет ответственность за нарушение настоящих Правил перед Советом депутатов.
40. За нарушение настоящих Правил к депутату могут быть применены следующие меры воздействия:
1) рекомендация депутату принести публичные извинения на заседании Совета депутатов или постоянных комиссий Совета депутатов, фракции либо через средства массовой информации;
2) оглашение на заседании Совета депутатов фактов, связанных с нарушением депутатом настоящих Правил;
3) объявление депутату на заседании Совета депутатов публичного порицания с рекомендацией принятия депутатом мер, исключающих нарушение настоящих Правил;
4) информирование избирателей через средства массовой информации о фактах, связанных с нарушением депутатом настоящих Правил;
5) направление материалов проверки в правоохранительные органы в случаях, если в действиях депутата имеются признаки правонарушения.
8. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с нарушением депутатом настоящих Правил
41. Основаниями для рассмотрения вопроса о нарушении депутатом настоящих Правил являются:
1) письменное обращение в Совет депутатов депутата (группы депутатов), председателя постоянной комиссии Совета депутатов, Главы Бейского района;
2) письменное обращение в Совет депутатов гражданина (группы граждан), общественного объединения, юридического лица, иного лица, правоохранительных органов, а также факты, отраженные средствами массовой информации.
Допускается одновременное рассмотрение нескольких обращений о нарушении настоящих Правил одним и тем же депутатом.
42. Совет депутатов может по своей инициативе рассматривать вопросы нарушения депутатом настоящих Правил, если эти вопросы не требуют проведения проверки.
43. Предварительное рассмотрение обращения о нарушении депутатом настоящих Правил осуществляется постоянной комиссией мандатной и по вопросам законности и правопорядка Совета депутатов Бейского района (далее –постоянная комиссия).
44. Рассмотрение постоянной комиссией вопроса, связанного с нарушением депутатом настоящих Правил, осуществляется не позднее 30 дней со дня поступления соответствующего обращения в Совет депутатов.
45. Постоянная комиссия вправе принять решение о предварительном рассмотрении вопроса о нарушении депутатом настоящих Правил на закрытом заседании.
46. На заседание постоянной комиссии по рассмотрению обращения приглашается депутат, действия которого являются предметом рассмотрения, заявители и другие лица, информация которых может помочь выяснению всех необходимых обстоятельств и принятию объективного решения. Отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания комиссии, не препятствует рассмотрению вопроса о нарушении депутатом настоящих Правил по существу.
47. По итогам рассмотрения обращения постоянная комиссия принимает одно из следующих решений:
1) о наличии в действиях депутата нарушений настоящих Правил и даче рекомендации Совету депутатов применить к депутату конкретную меру (меры) воздействия из числа указанных в пункте 40 настоящих Правил;
2) об отсутствии в действиях депутата нарушений настоящих Правил.
48. Постоянная комиссия сообщает автору обращения о принятом решении. Автор обращения, не согласный с решением постоянной комиссии об отсутствии в действиях депутата нарушений настоящих Правил, в течение 30 дней со дня получения ответа вправе направить обращение в Совет депутатов о вынесении рассмотрения вопроса на заседание Совета депутатов. В этом случае обращение рассматривается на заседании Совета депутатов, на котором решается вопрос о наличии либо об отсутствии в действиях депутата нарушений настоящих Правил.
49. Решение Совета депутатов по вопросам нарушения настоящих Правил принимается простым большинством голосов депутатов, присутствующих на сессии Совета депутатов, открытым голосованием. При этом депутат, допустивший указанное нарушение, при рассмотрении соответствующего вопроса в голосовании не участвует.
50. Отзыв обращения его автором может являться основанием для прекращения процедуры рассмотрения вопроса о нарушении депутатом настоящих Правил.